Катера-гибриды

 

В 1934 году советский инженер Валериан Бжезинский (1894-1985) разработал в одном из ленинградских структорских конбюро оригинальный проект, получивший условное обозначение «Блоха» . По замыслу создателя, «Блоха» сочетала свойства торпедного катера и подводной лодки. Теоретически были возможны два варианта ее применения. В первом случае она могла незаметно подобраться к цели в подводном положении, внезапно всплыть на поверхность, произвести торпедную атаку и стремительно уйти. Второй вариант выглядел точно наоборот: приблизиться к цели в надводном положении, затем погрузиться и нанести торпедный удар из-под воды.

Поскольку радиус действия суденышка водоизмещением 30-35 тонн в любом случае был невелик, предусматривалось размещение его на верхней палубе крейсера типа «Х» , проектировавшегося в то время. Доставив «Блоху» в заданный район, крейсер должен был спустить ее на воду с помощью специальных шлюпбалок, а после выполнения задания поднять на палубу тем же краном, которым он поднимал гидросамолеты разведчики КОР.

Силовая установка была обычной: дизельный мотор для надводного хода (наибольшая скорость по проекту 30 узлов) , электромотор для движения под водой (полный ход 9 узлов, экономический - 4 узла), для него можно было еще купить четырехтактный лодочный мотор. Вооружение состояло из двух 457-мм торпед. Корпус был стальной, глубина погружения - минимальная, не более 15 метров, лишь бы спрятаться от вражеских наблюдателей.

По ряду причин этот проект не продвинулся дальше эскиза. Но в 1938 году к идее странного гибрида снова вернулись. Бжезинский к тому времени уже был арестован по стандартному обвинению во «вредительстве» И направлен в специальное конструкторское бюро НКВД « «шарашку» ). Там он вместе с другими «врагами народа» должен был искупить несовершенные им преступления ударным трудом на конструкторском поприще.

Итак, Бжезинскому приказали спроектировать усовершенствованный вариант «Блохи». Главное новшество заключалось в энергетической установке. Примерно в то же самое время еще один «враг народа» и «вредитель», инженер Сергей Базилевский (1900-1991 ), разработал проект мотора единого хода РЕДО (Регенеративный Единый Двигатель Особый). При движении субмарины на поверхности он работал на атмосферном воздухе, а под водой подавалась смесь кислорода с углекислым газом. Большевики, как известно, вдохновлялись лозунгами типа «мы не можем ждать милостей от природы» и «для нас нет неразрешимых задач» . Начальство гигантской «зоны» , именовавшейся СССР, не сомневалось в том, что «спецы-вредителю», под угрозой получения пули в затылок, обязательно найдут способы решения любых, даже самых сложных технических проблем. Если не за пару месяцев, то уж за пару лет - наверняка.

В 1936-38 гг. была построена экспериментальная подводная лодка С-92 (она же Р- l, она же М-92) с двигателям РЕДО. Лодка проходила испытания в течение 14 лет, с осени 1938 по весну 1952 года, но довести двигатель «до ума» так и не удалось. Использование чистого кислорода часто приводило к авариям, а обеспечение безопасности оказалось весьма трудной задачей. Впрочем, экспериментальная подводная лодка с двигателем Базилевского, это отдельная история. Бжезинский получил свое задание. Массу, габариты и эксплуатационные характеристики двигателя РЕДО ему сообщили, остальное его не касалось. Он разработал сначала эскизный, а затем и технический проект «Блохи» № 2.

Осенью 1939 года ее начали строить в Ленинграде на заводе имени Андре Марти (№ 194, ныне - Адмиралтейский завод) , под обозначением «спецсудно № 551». В корабельных списках Наркомата военно-морского флота она проходила как подводная лодка М-400.